Система центровки "Стандарт" осуществляется с использованием заднего (реже переднего) конуса, зажимной гайки и прижимной чашки. Данная система центровки колес была разработана и внедрена компанией HAWEKA в 1969 году, и, по сравнению с применявшейся в то время системой, обеспечивала выигрыш, главным образом, в скорости и точности выполнения операций.
Еще тогда мы знали, что наша система была не самой точной, но, она была достаточно точна для тех колес, которые эксплуатировались в те годы. Хотя с 1969 года компьютерные балансировочные стенды стали значительно совершеннее, система балансировки колес с применением конуса не изменилась. Таким образом, становится очевидно, что, поскольку центровка колес производится с применением системы с тем же конусом, что и в 1969 году, реальная точность балансировки, даже при работе на новейшем балансировочном стенде, по существу с 1969 года не повысилась!
Балансируя колесо на своем балансировочном стенде, проведите следующий эксперимент. Закрепите колесо на валу балансировочного стенда в произвольном положении. Отбалансируйте колесо. Получили нули? ОК! Снимите колесо. Проверните вал. Снова закрепите колесо на валу в произвольном положении. Нажмите кнопку "СТАРТ". Не требует ли Ваш балансировочный стенд разместить еще один грузик на только что Вами же отбалансированном колесе?
В 7 случаев из 10 вес и местоположение грузика требуется изменить. Вы спросите в чем причина? Причина заключается в том, что центровка колеса на валу балансировочного стенда так и не была произведена надлежащим образом. Колесо можно считать отбалансированным только в том случае, если балансировочный стенд показывает "ноль" в различных положениях колеса на валу, т.е. не требует менять вес и месторасположение балансировочных грузиков (воспроизводимость или повторяемость параметров). Проблемы с воспроизводимостью параметров возникают на колесах со стальными и легкосплавными дисками по разным причинам. Но поскольку, в целом, задача заключается в том, чтобы колесо плавно вращалось на автомобиле, ясно, что мы должны произвести его центровку на балансировочном стенде так же, как оно будет отцентровано на ступице автомобиля. Так спросите себя, когда в последний раз Вы видели машину с конической ступицей?
Правильно произвести центровку на валу балансировочного стенда с применением заднего конуса, а, следовательно, точно отбалансировать колесо на стальном диске мешают несколько различных факторов:
• центральное отверстие диска зачастую имеет некруглую форму вследствие неточностей, возникающих при производстве диска;
• центральное отверстие имеет эксцентриситет, т.е. смещено от центра диска. К примеру, смещение центрального отверстия от оси колеса весом 20 кг всего на 0,3 мм, приведет к возникновению силы дисбаланса, равной 7,6 кг;
• центральное отверстие диска имеет острые края, врезающиеся в конус;
на колесо, расположенное на валу балансировочного стенда действует сила тяжести.
Очевидно, что все эти факторы не позволяют расположить колесо на балансировочном стенде строго по центру и перпендикулярно относительно вала, что приводит к плохой воспроизводимости параметров.
Идеальной центровке колеса на легкосплавном диске также мешают несколько факторов. В отличие от стальных, легкосплавные диски имеют точную форму и место расположения центрального отверстия. Но центровка колеса при помощи конуса не позволяет использовать эти преимущества.
Конус никогда не соприкасается с точной цилиндрической частью центрального отверстия легкосплавного диска, поскольку он контактирует с фаской центрального отверстия, которая имеет грубо обработанную поверхность. Во время эксплуатации колеса фаска и ступичная часть диска подвергаются быстрому и грубому механическому износу. Вследствие этого, при затягивании зажимной гайки, между конусом и фаской центрального отверстия возникают силы трения, которые не позволяют колесу занять строго перпендикулярное положение относительно вала балансировочного стенда.
Чтобы не повредить дорогостоящие легкосплавные диски, многие устанавливают передний конус. В этом случае конус давит на относительно небольшую площадь и он никогда не сможет заставить колесо занять перпендикулярное положение относительно вала, а только будет способствовать перекосу колеса на валу и, в результате этого, грузик будет размещен не там где надо, а точность установки колеса будет низкой.
При эксплуатации балансировочного стенда происходит постепенный износ вала и конуса, вследствие чего увеличиваются зазоры между валом, конусом и центральным отверстием диска, которые влекут за собой возникновение радиального биения. Износ диаметра вала и внутреннего диаметра конусов не должен превышать 0,022мм.
Все балансировочные стенды устроены так, что они делят колесо точно пополам в вертикальной плоскости, таким образом, происходит балансировка в двух плоскостях. Итак, если колесо сидит не абсолютно перпендикулярно относительно вала, балансировочный стенд будет делить колесо неравномерно и требовать от оператора разместить грузик не там, где нужно.
Для устранения погрешностей, возникающих при балансировке колес с центровкой на конусе, компания HAWEKA разрабатывает и производит различные системы высокоточных адаптеров, постоянно совершенствуя их.